Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

«Ничего не понимаю», или как наш мозг мешает нам учиться!

«Ничего не понимаю», или как наш мозг мешает нам учиться!

«Ничего не понимаю», или как наш мозг мешает нам учиться!

Природа наделила нас абсолютно всем необходимым для самого качественного и эволюционного развития. Наш мозг - совершенная машина, помогающая нам осваивать огромные объемы информации, создавать технические шедевры и реализовывать творческие задумки. Однако, существуют и некоторые «встроенные» искажения, которые, подобно вирусным программам, сильно влияют на все системные процессы. Давайте изучим их подробнее!

«Не думай!»

Все мы – родом из детства, и у каждого из нас есть свой «сундучок», в котором лежат убеждения, привычки, умозаключения, передавшиеся нам от наших родителей. Эрик Берн, основатель транзактного анализа, выделят особую группу родительских предписаний, влияющих на нашу способность быть собой.

Данный запрет передают родители, которые игнорируют индивидуальность мыслительного процесса ребенка (“Он думает не так, как я”). Обычно за этим стоит их собственная несостоятельность. Такие родители торопят с решением умственных задач и никогда не удовлетворяются результатом логических рассуждений ребенка, вербально оценивая их как: “Да... Ну, ты умник”. В критических ситуациях родители, передающие такой запрет, сами решают удачно проблемы только с помощью эмоций или чувств.

В будущем, выросшие с таким предписанием дети, имеют трудности в усвоении информации, сложности в учебе и работе, свободным выражением своих мыслей. Он начинают верить, что не способны на больше, что они, действительно, «туго соображают».

Что делать?

В таких случаях очень показана психотерапия, где в бережной обстановке, человек заново знакомится с собой, снимает ограничения, данные родителями, и переписывает свой жизненный сценарий.

Пассивное поведение

Избегать нельзя действовать… На первый взгляд кажется, что избегание — это активное, целенаправленное, осмысленное действие. Но, по сути, оно представляет собой подавление активности, поскольку избегающее поведение не способствует решению конкретной проблемы, с которой столкнулся человек.

В ситуации, когда имеется проблема и ответом является пассивное ничегонеделание, вся энергия направляется на торможение реакции. Человек часто говорит, что он «не может думать». На самом же деле, человек не может делать того, что, действительно, решит его ситуацию, он лишь совершает множество других действий, имитирующих решение вопроса, но по факту никак на него не влияющих.

Пример: ученик молчит, не отвечает и не заявляет, что материал он не знает. У многих в классе часто возникает призыв спасти его – подсказки, ответ за него, «ну что же ты молчишь, спроси еще кого-нибудь».

Таким образом, пассивное поведение является психологической «плотиной» на пути эффективного решения вопроса.

Что делать?

Оценить насколько на самом деле Ваши действия связаны с Вашей целью, посмотреть эффективны ли те инструменты, которые Вы используете.

Честно ответьте себе на вопросы:

· Приведет ли меня к результату то, что я делаю сейчас?

· Как необходимо изменить траекторию движения к цели?

· Что еще мне необходимо пересмотреть, чтобы быстрее достигать поставленных задач?

· Активно ли я действую?

· Как именно я несу ответственность за результат?

Когнитивные искажения

Когнитивные искажения - это систематическая ошибка мышления, влияющая на суждения и решения, которые принимают люди.

Поскольку энергетические ресурсы мозга ограничены, он всегда старается идти по пути наименьшего сопротивления. Всю жизнь он строит себе «рельсы» с гладкой и прямой поверхностью, по которым быстро приходит к нужному выводу. Но обратная сторона ускорения мышления – частые ошибки, которые мы не замечаем.

Психолог Робин Хогарт открыл одно из когнитивных искажений, которое назвал «проклятье знания», суть которого заключается в том, что более информированным людям очень сложно верно предположить решение какой либо задачи с точки зрения людей, которые информированы в меньшей степени.

Это предположение было подтверждено экспериментом, который подтверждает этот феномен. В ходе эксперимента часть людей выстукивала на столе мотив популярной музыкальной композиции, а другая часть должна была угадать эту композицию. Согласно мнению первой группы, композицию должны были угадать минимум 50% второй группы, однако угадали мелодию только 2,5%.

Некоторые психологи склоняются к мнению, что «проклятие знания» способно существенно затруднять процесс обучения.

Что делать?

Чтобы избавиться от когнитивных искажений, нужно научиться замечать их, а затем уже более сознательно анализировать данные и принимать решение.

Получить больше информации об искажения - сейчас существует множество книг и статей на эту тему.

Клиповое мышление

Сlip thinking – это термин, зародившийся в России благодаря профессору философии Федору Гиренку в конце 1990-х гг. Этот термин был частью понятия «клиповая культура», появившегося с развитием массовой культуры капиталистических стран. Причины появления клипового мышления при этом выделялись следующие:

· рост потока информации;

· увеличение скорости потока информации;

· большее разнообразие получаемой информации;

· возрастание количества дел, выполняемых человеком одновременно.

Как видно, каждая из причин в той или иной мере связана с ускорением темпа жизни современного человека в силу развития технического прогресса.

По причине того, что наша жизнь становится быстрее, мы страдаем от дефицита времени. Элементарно, у средневекового человека поток мыслей был гораздо медленнее и скупее в плане разнообразия, потому что круг обязанностей был в значительной степени меньше.

Из-за вечной нехватки времени мы воспринимаем информацию фрагментарно, мозаично, отрывисто, что, безусловно, сказывается на качестве этого восприятия. Сегодня, чтобы иметь какое-то представление о биологии, например, мы пойдем на YouTube в поисках информативного видеоролика (желательно не очень длительного), либо «загуглим» конкретную информацию по теме, интересующей нас, либо скачаем какое-нибудь приложение, которое будет обещать освоить основные понятия биологии за три дня. Но вся эта информация будет очень сжатой, поверхностной и неполной, что так и не позволит нам начать разбираться в биологии.

При «клипповом» усвоении информации резко снижается способность концентрироваться, прогрессирует неспособность к анализу, так как Вы просто не успеваете это делать по причине быстрой смены «клипов», вырастает манипулируемость, поскольку Вы не углубляетесь в материал, а опираетесь на яркие образы, воздействующие на эмоции, становитесь менее восприимчивы к «жестким» новостным обзорам, так как быстро замещаете их новой порцией ярких и приятных образов в ленте.

Что делать?

Читайте! Читайте много, не останавливайтесь на прочитанном. А если не получается много, находите время, чтобы прочесть в день хотя бы пару страниц. Приучите себя к этому, потому что это, во-первых, самодисциплина, во-вторых, путь к грамотности, в-третьих, развитие креативного мышления, в-четвертых, получение навыка формулирования своих мыслей, и, в-пятых, вы просто станете более интересным человеком, с которым будет о чем поговорить.

Дни без информации. Подарите себе время без Интернета, выделите дни, когда ничего не анализируете, не воспринимаете, когда просто находитесь наедине с собой, со своей семьей, любимым человеком.

Воспринимайте более сложную информацию. Помимо указанных книг для чтения, проведите данный опыт со всеми медиаобластями вашей жизни:

· музыкой (слушайте джаз, классику, классический рок, качественную популярную музыку, сложные аранжировки)

· кинематографом (смотрите старые фильмы с длинными диалогами, попробуйте посмотреть артхаусное кино, выбирайте интересных режиссеров на свой вкус)

· живописью (вместо постеров и плакатов обратитесь к работам со смыслом, с какой-то внутренней содержательной концепцией)

Изучая тот или иной предмет искусства, старайтесь его анализировать, разгадывать, искать в нем какой-либо смысл помимо эстетического удовольствия.

Дискутируйте.

В процессе обсуждения вы слушаете мнения своих собеседников, корректируете свою точку зрения и принимаете во внимание больше факторов, что позволяет мыслить более системно, а, значит, более объективно и трезво. Это позволит решить проблему неумения анализировать и сделает вас менее подверженным манипуляциям.

Эмпатический след

Суть этого явления заключается в том, что, если обучение связано со стрессом или дискомфортом, в какой-то момент вы можете его бросить неожиданно для себя. Просто негативные эмоции окажутся сильнее вас. В других случаях они могут снизить эффективность обучения: вместо того чтобы получать знания, вы будете бороться с собственным нежеланием это делать.

Что делать?

Старайтесь относиться к своим эмоциям осознанно: отслеживать, что вы чувствуете в тот или иной момент, но не сливаться с этими ощущениями. Постепенно вы научитесь выражать эмоции более экологично, справляться с тревогой и стрессом, в том числе в обучении.

Если вы занимаетесь в группе, попробуйте проговаривать свои эмоции, чтобы они не стали для окружающих сюрпризом. Конечно, лучше всего, чтобы учебная группа была знакомой — например, команда на работе.

Принимайте взвешенные решения. Перед началом обучения постарайтесь узнать все о формате, преподавателях, программе. Есть ли что-то, что может вас возмущать или раздражать? Сможете ли вы с этим справиться, или лучше выбрать другой курс? А если в процессе обучения вы захотите все бросить, здесь тоже не стоит торопиться. Подумайте: вы точно этого хотите, или за вас говорят страх, стресс, усталость?

Универсальным выходом из всех ментальных ловушек, описанных выше, может стать осознанное отношение к себе и внимательность ко всем своим процессам. Изучайте себя, рефлексируйте, получайте необходимую информацию и профессиональную поддержку специалистов – и тогда ничто уже не будет отделять Вас от личного успеха!

Серия публикаций "Психологические практики"
Екатерина Кузбасова