Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

О психологической поддержке старшеклассников перед экзаменами

О психологической поддержке старшеклассников перед экзаменами

О психологической поддержке старшеклассников перед экзаменами

В период горячей экзаменационной поры специалисты Психологического центра НИУ МГСУ ответили на актуальные вопросы психологического сопровождения школьников: нужна ли психологическая подготовка к экзаменам и проверочным работам и как она в идеале должна выглядеть, что могут сделать и чем помочь родители, в каких случаях школьнику перед экзаменами и проверочными может понадобиться помощь психолога, как распознать тревожные звоночки, должны ли сами школы заботиться о психологическом комфорте учеников перед экзаменами и во время них, техники самопомощи для старшеклассников. 

«Психологическая подготовка к экзаменам и любому другому рубежному или текущему контролю необходима и может помочь школьникам уменьшить эмоциональный эффект от происходящего - стресс, который нередко сопровождается чувством страха, тревоги, паники, зачастую присоединяется и психосоматическая симптоматика - физическое недомогание.

Проводиться она должна на всех уровнях образования и для всех субъектов образовательного процесса - учителей, родителей и учащихся.

Ведь важен в первую очередь позитивный настрой, который достигается через укрепление веры в свои силы и готовность к принятию любого результата в качестве опыта, а не личностной характеристики. Большую роль в формировании такой уверенности играют в первую очередь родители и наставники».

Начальник психологического центра НИУ МГСУ, психолог Людмила Цветкова

«Родители могут повлиять на состояние ребенка перед экзаменами, создать ему необходимый настрой.

1. Помните, как в самолете - сначала кислородную маску на себя, потом на ребенка. Зачастую родители являются большим источником стресса для ребенка, чем экзамены. Поэтому для начала необходимо отрегулировать свое состояние, поскольку многие родители, не справляясь со стрессом, индуцируют тревожные состояния у своих детей.

2. Важно разделить контексты. Напомните своему ребенку, что он ценный и значимый для вас, несмотря на его достижения, что вы продолжаете его любить даже если у него не все получается. Для многих детей очень страшно потерять свою значимость для родителя, если он не соответствует ожиданиям - разделение ценности личности ребенка и ценности его возможных достижений – это то, что, действительно, сильно снимает тревогу.

3. Опора на опыт. Кто, как не родители хорошо знают сильные стороны своего ребенка - напомните ему про его победы, те, ситуации, где он справился и успешно преодолел все ограничения - опора на уже успешный опыт способна сильно повлиять на самооценку и дать опору на свои силы».

Психолог психологического центра НИУ МГСУ Екатерина Кузбасова

«Чтобы вовремя распознать тревожные звоночки, следите за поведением и эмоциональным состоянием вашего ребенка. Обращайте внимание на любые изменения в поведении, настроении или физическом состоянии. Если вы заметили, сто ваш ребенок испытывает сильный стресс, беспокойство или тревогу, которые оказывают влияние также на внеучебные сферы жизни, необходимо обратиться к психологу. Очень важно, чтобы ребенок не остался один на один со своими переживаниями. Обратиться за помощью к специалисту означает признать, что существует проблема, которую надо решать, увидеть, что для ее решения, как и для любого другого проекта, нужны не только ресурсы и план действий, а также пространство, в котором можно обсуждать шаги к улучшению ситуации, выстраивать стратегию и тактику. Кабинет психолога — именно такое пространство: конфиденциальное, комфортное, открытое к диалогу».

Начальник психологического центра НИУ МГСУ, психолог Людмила Цветкова

«Психологический комфорт учеников должен стать частью образовательного процесса, эмоциональное и психологическое благополучие учащихся - слагаемые высоких учебных результатов. Если подходить к этому вопросу системно – через создание благоприятной образовательной среды, включающей психологическую поддержку ученика на всех уровнях образовательного процесса, не придется (кроме экстренных случаев) что-то делать отдельно перед экзаменами. Параллельно с освоением школьной программы ребенок будет учиться справляться со стрессом, планировать свое время, выражать мысли и чувства в безопасном пространстве».

Начальник психологического центра НИУ МГСУ, психолог Людмила Цветкова

«Очень здорово, что сейчас уделяется большое внимание психологическому здоровью молодых людей. Я мама школьника и с большим удовольствием принимаю участие в различных мероприятиях, организованных в рамках сотрудничества экспертно-консультативного совета родительской общественности с городским психолого-педагогическим центром Департамента образования и науки города Москвы. Заниматься ментальным здоровьем должно стать нормой, а не чем-то особенным. У нас же не возникает подобных вопросов, когда речь идет о физическом здоровье? Есть проблема - ее нужно решать! У подростков очень большие нагрузки в различных областях жизни: они адаптируются к физиологическим изменениям, отстаивают себя среди сверстников, ищут себя в этом мире – все это сложно, если нет адекватной поддержки семьи. Психологические службы в школах становятся тем самым заботливым Родителем, который может помочь в решении сложных вопросов качественно, деликатно и конфиденциально. Важно, что ребята не остаются без поддержки, один на один со своим стрессом. Если школьник не испытывает напряжения в своей обычной жизни, то и любая сдача экзамена ему по плечу. Поэтому стресс перед ЕГЭ может быть нивелирован качественной профилактической работой с психологом на темы, не связанные с экзаменом напрямую».

Психолог психологического центра НИУ МГСУ Екатерина Кузбасова

«Мы работаем со студентами и активно взаимодействуем с профессиональным сообществом в т.ч. и школьных психологов.

По их данным основные запросы школьников:

Как снять тревогу в день экзамена?

Как пережить неуспех, если не будет желаемого результата?

Боюсь не оправдать ожидания родителей.

Все надоело, не хочу учиться, так как не вижу смысла.

Стресс может проявляться на когнитивном уровне (с изменением восприятия, памяти, внимания, мышления), эмоциональном уровне (сниженное настроение, агрессивное поведение, подавленность, самокритика), социально-психологическом (замкнутость и отказ от общения) и физиологическом уровнях (сердцебиение, повышение артериального давления, пропал сон или аппетит, головные боли и тд.)

Сам школьник не всегда может понимать, что является проявлением стресса.

Поэтому, если родители замечают вышеуказанные признаки, то это повод обратиться за помощью к психологу».

Психолог психологического центра НИУ МГСУ Елена Зыбина

Какие возможные причины стресса перед экзаменом?

«Одной из них является неуверенность в собственных знаниях, которую, к счастью, можно устранить с помощью дополнительных занятий. Однако существует и ложный страх, когда шкоьник, вызубрив весь учебник, боится провалить экзамен. Это скорее боязнь неизвестного.

Как справляться?

Для преодоления страха и неуверенности, разыграйте экзамен дома. Такая репетиция поможет не испугаться предстоящей проверки знаний.

Переоценка важности экзамена

Другая причина стресса перед экзаменами – переоценка важности экзамена. Старшеклассник считает, что если плохо его сдаст, то вряд ли сможет получить хорошее образование и найти достойную работу.

Как справляться?

В этом случае важно осознать, что исход экзамена не делает вас плохим или хорошим, смотрите на все в перспективе. Экзамен на данный момент вашего обучения несомненно является важным этапом, но в аспекте всей вашей дальнейшей жизни – это лишь небольшая ее часть.

Неравномерная нагрузка на организм

Еще одной причиной стресса перед экзаменами является неравномерная нагрузка на организм. Как правило, школьники начинают подготовку незадолго до экзамена, пытаясь за короткий промежуток времени усвоить весь пройденный материал.

Как справляться?

Не оставляйте изучение материала на последний момент, начинайте готовиться к экзаменам заблаговременно, лучше учить материал в течение учебного года. Начиная готовиться заранее, вы будете испытывать меньше стресса и тревоги и будете более уверенны в себе.

Повышенная тревожность

Некоторым людям свойственна повышенная тревожностью. Они очень сильно переживают любое ответственное событие в их жизни.

Как справляться?

Для снижения уровня тревоги можно использовать техники релаксации, дыхания и заземления».

Психолог психологического центра НИУ МГСУ Анастасия Шульгина